воскресенье, 19 февраля 2012 г.

"Перещепинская аномалия". Часть первая (юридическая)

В этом сообщении я постараюсь с точки зрения гражданина Украины объяснить, почему среди новомосковских милиционеров мало юристов.

Итак, рассмотрим отдельные положения Закона Украины "Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы".
Сразу обращаю внимание, что в Новомосковском районе госграниц Украины не наблюдается, посему буду рассматривать Закон только применительно к охране общественного порядка. Цитаты я буду выделять синим цветом, свои комментарии - красным.


Раздел 1. Общие положения.

Статья 1. Основы участия граждан в охране общественного порядка и государственной границы.
Граждане Украины в соответствии с Конституцией Украины имеют право создавать в установленном настоящим Законом порядке общественные объединения для участия в охране общественного порядка и государственной границы, содействия органам местного самоуправления, правоохранительным органам, Государственной пограничной службе Украины и органам исполнительной власти, а также должностным лицам в предотвращении и прекращении административных правонарушений и преступлений, защите жизни и здоровья граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, а также в спасении людей и имущества во время стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств (далее — общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы).

№ 1. Попытаюсь изложить смысл ч. 1 ст. 1 Закона одной фразой - ГРАЖДАНЕ УКРАИНЫ ИМЕЮТ ПРАВО ОБЪЕДИНЯТЬСЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПУТЕМ СОДЕЙСТВИЯ ОРГАНАМ ВЛАСТИ И ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.


Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы могут быть созданы на основе общественной самодеятельности как сводные отряды общественных формирований, специализированные отряды (группы) содействия милиции и Государственной пограничной службе Украины, ассоциации общественных формирований и т. п.

Статья 2. Правовая основа деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Правовой основой деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы являются Конституция Украины, настоящий Закон, другие законы Украины, акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины, решения местных государственных администраций и органов местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка и государственной границы, борьбы с преступностью и административными правонарушениями, а также положения (уставы) этих формирований.

№ 2. Ничего нового - все разложено по полочкам: ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗАЛОЖЕНА В КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ, ЗАКОНАХ УКРАИНЫ, РЕШЕНИЯХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, И ДОКУМЕНТАХ, ЛЕГАЛИЗУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ.

Статья 3. Основы организации и деятельности общественных формирований.
Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы создаются и действуют во взаимодействии с правоохранительными органами, Государственной пограничной службой Украины, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, следуя принципам гуманизма, законности, гласности, добровольности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, равноправия членов этих формирований.

№ 3. Запомните ключевые слова - СОЗДАЮТСЯ И ДЕЙСТВУЮТ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ. Принцип самоуправления очень далек от самоуправства.

Координацию деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы осуществляют, соответственно, местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

Повседневная (оперативная) деятельность таких формирований организуется, направляется и контролируется соответствующими органами внутренних дел, подразделениями Государственной пограничной службы Украины.

№ 4. Также запомним - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЙ КООРДИНИРУЮТ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И САМОУПРАВЛЕНИЯ, А НАПРАВЛЯЮТ И КОНТРОЛИРУЮТ - ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы не имеют права заниматься предпринимательской или иной деятельностью с целью получения прибыли.

№ 5.  Деятельность или обеспечение чьей-то деятельности с целью  получения прибыли - ЗАПРЕЩЕНЫ.

Использование общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы Украины для выполнения задач, не предусмотренных настоящим Законом, запрещается.

Раздел 5. Государство и деятельность общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Статья 15. Обязанности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, должностные лица этих органов, руководители предприятий, учреждений, организаций в пределах своей компетенции, а также граждане содействуют общественным формированиям в охране общественного порядка и государственной границы.

№ 6. Пока не комментирую - все ясно. 

Местные государственные администрации и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации в установленном порядке рассматривают предложения общественных формирований по улучшению состояния общественного порядка и охраны государственной границы и принимают в пределах своей компетенции соответствующие меры.

№ 7.  Гражданская либо общественная инициатива - это хорошо, если инициатива не противоречит действующему законодательству, и ее выполнение в компетенции органа госуправления/власти/самоуправления.

Местные государственные администрации и органы местного самоуправления совместно с органами внутренних дел, подразделениями Государственной пограничной службы Украины организуют деятельность общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы путем привлечения их членов к проведению патрулирования и других совместных мероприятий, проведения инструктажей и оперативного предоставления соответствующей информации, кроме тайной, привлечения их членов к правовому обучению и ознакомлению с формами и методами борьбы с правонарушениями.

№ 8. Обратим особое внимание на данныя положение Закона, и запомним их - КТО И КАКИМ ОБРАЗОМ ОРГАНИЗОВЫВАЕТ ОБУЧЕНИЕ, ИНСТРУКТАЖИ И СОВМЕСТНЫЕ С ФОРМИРОВАНИЯМИ МЕРОПРИЯТИЯ.  

Статья 16. Координация деятельности общественных формирований.
Местные государственные администрации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции совместно с органами внутренних дел и подразделениями Государственной пограничной службы Украины осуществляют координацию и контроль за деятельностью общественных формирований, заслушивают сообщения и отчеты руководителей указанных формирований.

№ 9. Смысл ч. 1 ст. 16 Закона достаточно прост - КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФОРМИРОВАНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОРГАНАМИ ГОСВЛАСТИ И САМОУПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНО С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

Для реализации целей и задач этих общественных формирований местные государственные администрации и органы местного самоуправления имеют право вводить за счет средств местного бюджета должности инструктора по вопросам работы с этими формированиями, начальника отряда народной дружины предприятия, учреждения, организации.

 № 10. "Могут" не значит "уже ввели", хотя мысль очень правильная.

Руководство деятельностью общественных формирований осуществляют штабы, координационные советы и правления, формирующиеся на выборной основе.

№ 11. Самое скользкое положение Закона, требующее разъяснения Конституционного суда. Хотя знаю практику нормальной работы областных, городских и районных штабов.



Раздел 7. Надзор и контроль за соблюдением законодательства общественными формированиями по охране общественного порядка и государственной границы.

Статья 20. Контроль за деятельностью общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Контроль за деятельностью общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в порядке, установленном законом.
№ 12. Нормальное положение, на практике абсолютно не выполняющееся.

Органы, которые проводят регистрацию указанных общественных формирований, осуществляют контроль за соблюдением ими требований положения (устава). Представители этих органов имеют право наблюдать за проведением общественными формированиями мероприятий, требовать необходимые документы, получать объяснения.
№ 13. Еще одно скользкое положение Закона, требующее рассмотрения в Конституционном суде. Например, всеукраинское формирование, "работающее" на территории района области, считает себя подотчетным месту регистрации - городу Киеву. 

Контроль за источниками и размерами поступлений средств в эти общественные формирования осуществляется в соответствии с законом.
В случае нарушения финансовой дисциплины со стороны общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы оно несет ответственность согласно закону.
№ 14.  Интересная позиция, рассмотрение которой я инициирую 22-го февраля на Общественном совете при Государственной налоговой службе Украины, где я являюсь членом комиссии по предотвращению и противодействию коррупции и экспертно-апелляционной комиссии.
Статья 21. Надзор за соблюдением и применением законов общественными формированиями по охране общественного порядка и государственной границы.
Надзор за соблюдением и применением законов общественными формированиями по охране общественного порядка и государственной границы осуществляется в порядке, определенном Конституцией и законами Украины.
№ 15. В основном эту функцию должна осуществлять Прокуратура Украины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий